Эта многогранная Земля

"Волжский комсомолец", 20.03.1974
В.Авинский, кандидат геолого-минералогических наук

Перефразировав Архимеда, можно сказать: "Дайте мне точку зрения, и я заново открою мир". Это ощущение возможности открытия мире "вновь", перспективного, более широкого понимания примелькавшихся фактов возникает при знакомстве с гипотезой геометрического деления Земли - работой молодых учёных: искусствоведа Н.Ф.Гончарова, инженера В.С.Морозова и математика В.А.Макарова. В последний день 1973 года об этом рассказала "Комсомольская правда" в статье "Какая же ты, Земля?"

Мартовский номер журнала "Химия и жизнь" предложил своим читателям ещё одну интересную публикацию на ту же тему - со статьёй "Земля - большой кристалл?" выступили сами авторы гипотезы. Приведён в журнале и первый отклик специалиста - доктор геолого-минералогических наук М.Фаворская считает, что авторы правильно нащупали некоторые узловые проблемы наук о Земле.

Обе эти публикации вызвали горячий интерес читателей, породили множество споров, догадок, мнений. И мы были приятно удивлены, что представляется возможность ответить на некоторую часть читательских вопросов - куйбышевский учёный Владимир Иванович Авинский хорошо знаком с историей многолетнего поиска молодых учёных. Ему мы и предоставляем слово.

Интуитивно натолкнувшись на определённые закономерности строения Земли (прежде всего было подмечено геометрически правильное расположение очагов древних культур; ведь руководствовались чем-то древние в выборе места жительства, а именно - наиболее удобными участками земной поверхности), авторы поставили задачу найти геометрическую модель Земли и выяснить свойства системы. Одновременно предстояло также проверить состоятельность представлений древних о делении Земли на треугольники - об этом знал уже Платон! Проанализировав серию блестящих иллюстраций к теме треугольника в древнем искусстве, они нашли ключ к расшифровке системы - египетские пирамиды. Мемфис - переводится как "начало мира", и это привело к мысли считать пирамиду Хеопса гигантским условным знаком, начальной точкой системы. Следующий важный шаг в исследовании - отыскание европейского треугольника, в центре которого оказался Киев - мать городов русских.

Платонов икосаэдр вписался в Земной шар. Соединив центры треугольников, авторы получили систему пятиугольников или кристалл додекаэдр. Таким образом, выражаясь строго научным языком, кристаллическая модель Земли представлена сферическим пентадодекаэдром, совмещённым со сфероикосаэдром.

Затем началось самое интересное - расшифровка тайн "магического кристалла".

Оказалось, что абсолютное множество замечательных точек земной поверхности совпадает с узлами или сторонами системы. Так называемые африканский и тихоокеанский центры колебаний земной кары оказываются точно узлах системы. Сибирский энергетический центр лёг точно на гипотенузу азиатского треугольника, канадский активный центр на восточную сторону американского треугольника. Совпадение? Или закономерность системы, не оставляющая сомнений в правильности последней, в реальности её существования на земном шаре? Нет ничего парадоксального в том, что геологи давно ищут именно такую угловатую, как кристалл, модель Земли. Кристаллическая модель нужна для того, чтобы лучше понять динамику планеты, её свойства.

Ещё в конце прошлого века Землю сопоставляли с тетраэдром. В начале нашего столетия было выяснено, что формы очертания материков и океанов отвечают треугольникам. Идея треугольника, лежащего в основании деления поверхности Земли, была развита И.Шафрановским, предложившим модель Земли в виде комбинации двух тетраэдров.

Глобус Земли, покрытый геометрической сеткой, действительно представляется кристаллом с безукоризненной огранкой. Если и есть в нём дефекты, то это "трудности роста".

Раз речь идёт о кристаллах, то нельзя обойти вопрос о симметрии. Симметрию современной "угловатой Земли" считают переходной стадией к конечной симметрии геоида. Но к найденной системе, пожалуй, более применимы идеи антисимметрии, противоположного равенства и антиравенства, развиваемые академиком Шубниковым. Так, если катить глобус, то, когда в точке его касания - суша, на верхушке оказывается вода. Таков закон антиподального расположения материков и океанов.

Авторы, что и обеспечило им успех, верно понимают главные тенденции развития современной науки. Их работа выполнена на стыке дисциплин. Гипотеза деления Земли на крупные геометрические блоки в общем согласуется с идеями нового научного направления - "тектоникой плит". Земля в результате дрейфа материков как бы "трещит по швам". На краях плит чаще всего возникают землетрясения. В зоне рифтовых долин увеличивается тепловой поток, поднимается подкоровое вещество, усиливается геохимическая дифференциация элементов. Стороны треугольников системы - не просто воображаемые линии. Это линии напряжений и разгрузки земной коры, поэтому они повторяют направление срединных океанических хребтов и глобальных разломов. На пересечении этих линий образуются тектонические узлы, геомагнитные аномалии, скопления руд, ловушки нефти и газа. Ряд узлов системы накладывается на эти пересечения.

Но многие узлы оказались вакантными. Только не следует спешить с ироническими замечаниями в адрес авторов, пускаться в рассуждения о неувязках в триангуляционной системе. Может оказаться, что пустые узлы, как некогда пропущенные клетки в таблице Менделеева, уже в ближайшее время будут заполнены новыми открытиями. Идея симметричного расположения напряжённых узлов и глобальных разломов весьма привлекательна, скажем, для геологов, так как открывает принципиально новые возможности для выявления крупных скоплений полезных ископаемых, особенно в акваториях океанов.

Как же она сформировалась, кристаллическая "решётка" Земли? На наш взгляд, система определилась в результате ритмично повторяющихся реформаций планеты, испытывающей сложнейшую гармонику колебаний под влиянием тяготения Солнца, Луны, планет и галактического гравитационного поля. Образно говоря, "магический кристалл" Земли - детище гармонических сил природы, сформировавших лик Земли. Ритм космоса формировал силовые поля, активные центры и всю фигуру Земли, направлял биоэволюцию, взлёты и упадки деятельности разумных существ.

Ритм - вот главный гранильщик кристалла Земля. Подвластная ему планета как бы поворачивается то одной, то другой гранью к шлифовальному кругу космоса. Так автоматически возникла и продолжает совершенствоваться система.

При воссоздании системы учитывались древние цивилизации исторического периода. Напрашивается мысль, ускользнувшая от внимания авторов: а что было в узлах системы, например, в палеолите? Оказалось, что с узлами системы совпадают и многие очаги расообразования, систематизацию которых дал антрополог В.А.Алексеев. Первичный восточный очаг в Китае, первичный западный очаг в Саудовской Аравии; в центре ромба, покрывающего Южную Африку, - вторичный африканский очаг. Точками системы контролируются полинезийский и приохотский третичные, южно-китайский, огнеземельский и амазонский четвертичные очаги. Совпадение явно закономерное, и оно может много дать для понимания происхождения человечества, вполне определённо, что с приложением системы, возможно, удастся раскрыть многие тайны природы. Например, рыбы и птицы имеют особый "биологический компас", и при сезонной миграции он указывает им путь из одного узла системы к другому. Так, птичка золотистая ржанка с Аляски летит зимовать на Гавайские острова. Магнитное поле влечёт её через океан. Она летит 50 часов подряд! Если поглубже разобраться, то магнито-биологические процессы играют ключевую роль в формировании ряда слагаемых геометрической системы. Человек и животные всю жизнь находятся в "магнитной паутине" и как-то реагируют на колебания напряжённости и направленности магнитного поля. Всё: неживое, живое и разумное - гармонически связано друг с другом, подчинено единому закону природы. Поэтому так удивительно согласуются в рамках системы, казалось бы, независимые явления.

Недостатком представленного варианта системы является то, что в ней не нашли отражения самые примечательные элементы фигуры Земли - критические 35-е параллели. Эти широты лежат в точках перегиба при вековом изменении полярного сжатия и являются как бы шарнирами планеты. Система названа пространственно-временной, но динамика системы во времени освещена слабо. Исходя из всего этого, правильнее было бы называть систему Н.Ф.Гончарова, В.С.Морозова и В.А.Макарова системой геометрического деления Земли.

Говорят, что новое - это хорошо забытое старое. Древние что-то знали о существовании системы, даже пробовали моделировать её, но авторы совершенно не касаются вопроса об источниках этих знаний. Это порождает чувство неудовлетворённости и приводит к дилемме: или в человеческой истории действовали факторы, ещё не вскрытые наукой, или столь высокие знания древних - их блестящая догадка.

Но не будем всё же упрекать авторов - самим им просто не справиться с колоссальным объёмом работы. Достаточно и гипотезы - уже она представляет научный интерес. Обнаружено существование кристаллоподобной силовой "решётки" в теле планеты. Выявлено совпадение геолого-геофизических, биогеохимических аномалий и очагов древних культур с элементами геометрической системы. Открыта закономерность в расположении очагов древних культур.

Известное изречение гласит, что даже если геометрические аксиомы станут затрагивать интересы людей, то и они, несомненно, будут подвергнуты перерассмотрению, и, возможно, опровергнуты. Для ортодоксального ума такая ситуация может стать реальностью.

Необходимо продолжение исследований.