добавить в избранное 

 
 
 
 
 

Супердрайв по Шенгенщине

    Москва-Питер-Хельсинки-Стокгольм-Копенгаген-Амстердам-Брюссель-Люксембург-Париж-Турин-Страсбург-Дрезден-Варшава-Брест-Москва

    Июль 2001 г.

    Участники поездки

    1. Железный конь под кодовым названием “Москвич-2141”, 12 лет от роду, к моменту старта уже прошедший 140 тысяч километров, но за всё это время так и не видевший хороших дорог и не нюхавший хорошего бензина.

    2. Я. Ну, обо мне пусть лучше расскажет история:)

     

    Подготовка

    Для начала надо заметить, что в моей жизни это была не только первая столь дальняя поездка, но и вообще мой самый первый выезд за границу, поэтому я подошёл к этому мероприятию серьёзно. Долгими зимними вечерами я сидел в интернете, общаясь с людьми в чатах и конференции на auto.ru (отдельный привет авторушникам!), выуживая всякую туристическую информацию, составляя маршрут, изучая путеводители. Параллельно я сделал загранпаспорт, международные права, и, главное, капитально отремонтировал своего боевого коня. И вот пришло лето. Первоначально старт планировался на 29 июня. Буквально за неделю до этого я был почти уверен в исправности своей машины, но “Штирлиц ещё не знал”, что апупей капремонта ещё впереди, когда за 5 дней до старта погиб смертью храбрых движок, вслед за ним полетели сцепление и газовый редуктор (машина у меня на газу), прогорел глушитель, ну и всякая мелочёвка. Я очень расстроился, но планы менять не стал - уж очень мне хотелось хоть одним глазком посмотреть на Европу (и, забегая вперёд, скажу, что глазок получился великолепный!) Я ввязался в ремонт, который стоил 1/3 бюджета поездки (всё равно машина мне нужна была не только для поездки, но и просто по жизни), из-за чего мне пришлось вычеркнуть из сметы статью “проживание” и поставить вопрос над южной частью маршрута, но впрочем только благодаря этому поездка и стала реальной. Впрочем-2, мой маршрут и так назывался поначалу “Летайте ракетами “Восток”!” - уж больно далёкий... В ночь перед стартом я съездил на дачу и сделал несколько кругов по МКАД для обкатки двигателя, чтобы утром успеть сделать протяжку и регулировку. Когда всё было готово и оставалось только побросать вещи в машину и поехать, оказалось, что консульство задержало визу - как потом выяснилось, аж на 2 недели - и выдало её в самый последний день, когда ещё имело смысл говорить о моей поездке. Из-за этой задержки пришлось переоформлять с доплатой страховку и билет на паром, ну и в этот промежуток времени я ещё немного повозился с машиной. И я слишком поздно подумал о пластиковой карточке, поэтому успел сделать только банкоматную, а не платёжную “Визу”. Взял с собой термос, газовую плитку с 5-литровым баллоном, 15 литров газировки, запас еды и одежды, подушку с одеялом, много запчастей и инструментов.

     

    Путешествие

    Итак, старт был намечен на пятницу 13 июля, не позднее 14.00. При сборах на самолёт или поезд всегда кажется, что не хватает буквально 5 минут, а если б не лимит 30 кг багажа или была бы сила тяжести на Земле поменьше, то взял бы ещё, скажем, пару носовых платков. Я же опоздал с выездом на 3 часа (до 16.45) и только собственных вещей и продуктов было около 70 кг, плюс топливо и запчасти (кстати, потом на границе я насчитал у себя 19 мест багажа, не считая рассыпухи). Вот оно, преимущество поездок на своей машине! На выезде из Москвы заправил полный бак на редкость поганого бензина (т.к. газ хотел оставить на Финляндию), так что всю дорогу до Питера плевался - машина не тянула и тряслась от детонации. Ну и если ещё вспомнить ливень, сопровождавший мой отъезд, и большую пробку, в которой я простоял часа два, то больше других неприятностей не было:)

    В Питер я попал около 3 ч. ночи или утра. Было светло, на улицах полно народа (белые ночи тогда ещё не совсем закончились, а они входили отдельным пунктом в план моей поездки). Собственно, я так и не понял, где начался Санкт-Петербург. Город, конечно, красивый, но с указателями в нём напряжённо и дороги весьма фронтовые, так что руководствуясь картой, я проехал с остановкой через центр и направил свои колёса в сторону Выборга и далее к границе. Миновав два КПП непонятного предназначения, я оказался там. Посмешил я изрядно наших погранцов, и через час меня пропустили. Финскую границу я пересёк за 10 минут безо всяких вопросов, причём в обоих случаях мою машину вообще никак не досматривали - хоть гранатомёт с собой вези!

    Первые же метры заграничных дорог очень поразили меня. Всё же надо построить какую-нибудь переходную зону, чтобы постепенно привыкать, а то нельзя же так сразу:)  И уж очень мне понравился там пейзаж - большие каменные глыбы, аккуратно прорезанные в местах прохождения трассы. Вскоре я оказался в славном городе Хельсинки. Город показался мне красивым, много указателей, но сам по себе он устроен как-то бессистемно. До парома оставалось ещё много времени, и я решил покататься по городу, держа в голове, что на пристань можно попасть из центра, двигаясь на юг, а дальше по обстановке. Сложнее оказалось определить этот центр и кроме того были закрыты многие нужные мне повороты, а никакой карты под рукой не было, так что пришлось воспользоваться “помощью зала”, и через полчаса я уже был в порту. Ещё я удивился жуткому количеству полицейских видеокамер на улицах, а я как раз рулил как слон в посудной лавке, но решил не переживать хотя бы во время поездки: уж если пришлют штраф домой, то расхлёбывать буду потом. Ну а легко ли одновременно рулить и соблюдать правила, а другой рукой держать видеокамеру, бутылку (с пепси-колой!), менять кассеты в магнитофоне, листать атлас, и всё это после бессонной ночи, 1000 км дороги и вообще с непривычки?! Ещё оказалось, что я забыл перевести часы, поэтому приехал в порт слишком рано и был одним из первых, хотя паром уже стоял. До погрузки оставалось часа два, и я с пользой потратил это время - немного поспал.

    Если кто не знает, паром (Silja Serenade), который идёт по маршруту Хельсинки-Стокгольм, - это такой плавучий дом, или даже город, о 12 этажах, не считая всяких пристроек и надстроек, со множеством магазинов, кафе, ресторанов, а также кинотеатром, казино, дискотеками, саунами, парикмахерскими, детскими площадками и т.д. и т.п. Есть телефон (с Москвой - 3 доллара в минуту). Машины и всякие служебные помещения занимают первые 4 этажа. Центральная его улица - Promenade - напоминает наш ГУМ. В общем, только об этом пароме можно рассказывать очень долго. Очень интересный вид открывается с его крыши - со смотровой площадки, - но там сильный ветер. Качка на нём почти не ощущается, но оно и понятно: такая громадина - водоизмещением 58 тысяч тонн, длиной 200 метров, с двумя винтами по 5 метров в диаметре каждый и по 2 оборота в секунду! Номер у меня был на 9-м этаже и предпоследний по градации комфорта, 2-местный, но в нём был туалет и душ, кондиционер, кое-какая мебель - для “руссо туристо” роскошь невообразимая:) Во время погрузки всех (!) ненавязчиво фотографировали, и через полчаса все фотографии уже висели у входа, а всем желающим предлагалось купить их по 6 долларов. Моя машина слишком резко выделялась из общего фона, и вскоре моя фотография исчезла - наверно, кому-то очень понравилась. Цены на еду оказались нормальными - я перекусил раза три суммарно на $20, наелся просто от пуза, и всё было очень вкусно. Побродив по кораблю до полуночи, я завалился спать, ведь на утро предстояла большая дорога. Наверно, вас интересует, сколько же стОит билет на такое чудо? Если по минимуму, то недорого: 1 человек + 1 машина = 100 долларов. Далее цена растёт до бесконечности в зависимости от класса каюты и текущих расходов:)

    Стокгольм, наверно, хороший город, но шёл сильный дождь и кроме того у меня не было его карты и он вообще не стоял серьёзно в моих планах, поэтому я сражузе направился в сторону Мальмё. На выезде из Стокгольма увидел перевёрнутую жигули-пятёрку, по-моему, с русскими номерами. Не повезло ребятам... :( В Швеции меня постигло разочарование насчёт газа. На одной из заправок через 100 км от Стокгольма мне сказали: “В Швеции с газом напряг, это только в Стокгольме. Вы вернётесь в Стокгольм?” На других заправках у меня спрашивали: “А что такое жидкий газ?” Пришлось заправиться бензином, а меньше 95-го в Европе почти не быват, и полетела моя колесница аки птица... Вот оно, европейское качество! Даже звук у двигателя стал другим. Мальмё оказался захолустным городком, и я не сразу нашёл дорогу на Копенгаген среди жилых кварталов. Заплатив за въезд какой-то сборной солянкой из разных валют, я направился в Копенгаген. Мост-туннель Мальмё-Копенгаген стал одним из ярчайших впечатлений моей жизни - поистине циклопическое сооружение. Если кто не знает, это сооружение длиной 15 км проходит через пролив Эресунн - в первой половине дорога проходит по огромному мосту, который далее переходит в подводный туннель. Проезд стоит 30 баксов.

    Проехав в центр Копенгагена, я спросил на какой-то заправке, где у них ближайший кемпинг. Кассир показал мне путь по карте, и я быстро нашёл тот район, но долго не мог найти собственно кемпинг. Плюнув на поиски (ведь дело было ночью), я решил встать где получится, как вдруг увидел надпись на заборе: “Camping”. Ура! Кемпинг оказался недорогой - что-то около $6 в сутки (и это всего в 5 км от центра города!) На reception мне дали заполнять какую-то бумазийку и стали объяснять, что к чему, но когда увидели, что я написал “Russia”, они очень удивились и сказали: “Ну если вы из России, то какие у вас могут быть проблемы?” Подошёл местный спец по машинам и сказал, что никогда таких не видел, он долго с интересом её рассматривал. Представляю, как были рады обитатели палатки, в 5 метрах от которой я остановился и которую не заметил впотьмах, когда ещё минуты две газовал, пытаясь поставить машину поровнее. Утром, опять под дождём, я поехал на автобусе в центр города, быстро нашёл все основные достопримечательности и ходил чуть ли не разинув рот, как всё было красиво и удивительно! Ихняя Цитадель в сравнении с нашим Кремлём мне показалась вообще дачным поселком:) Но вот Королевский дворец и сад - просто как страница из сказки! Забрался я и на Круглую башню - это которая идёт спиралью без ступенек. Говорят, Пётр I туда на лошади въезжал. Русалочка - символ города - не показалась мне чем-то особенным. Вечер я провел в парке Тиволи - действительно, это другой мир, намного круче нашего “Парка культуры”. Утром следующего дня я поехал в Billund - Legoland, и тоже был чрезвычайно поражён творческой мыслью его создателей. Верно было написано в рекламе, что на посещение этого парка надо предусмотреть 6 часов. Я потратил 2,5 часа, но практически бежал бегом. А уж детям там какая радость!

    Вечером я поехал в сторону Германии, пересёк границу, сделал небольшую остановку в Гамбурге. Городок не шибко интересный, но “для комплекта” нормально. На ночёвку я остановился под Бременом. Кемпингов нигде не было, и от усталости я решил остановиться просто на ближайшей бесплатной парковке, так что всю ночь слушал живую трансляцию “Формулы-1” - визг пролетающих мимо моторов. Утром заехал в Бремен, но не нашёл обещанный памятник музыкантам (хотя и не очень искал, т.к. опять был дождь). Городишко был скучный, и я помчался в Амстердам. На границе с Голландией меня догнал полицейский-мотоциклист, остановил, проверил документы, спросил по-английски, куда я еду. Я сделал вид, что не понял, и поехал дальше. Вскоре я наконец-то нашёл первую газовую заправку. Какова же была моя радость, и хорошо, что подошёл переходник, который я купил в Москве! Правда, к нему пришлось привинтить ещё один, местный. 

    В Амстердаме я сразу нашёл центральный вакзай и довольно быстро понял организацию города, но очень долго не мог нормально припарковаться. В результате мне удалось остановиться в центре города на канале Singel. Проходившие мимо какие-то туристы увидели мою машину с наклейкой RUS и стали соображать: “Rus... It is... aaaaa.... Russia! Moscow! Moskva!!! Oh!!!!!” Мне понравилось, что они сказали это с восхищением, а не с насмешкой или презрением, как я боялся. В течение дня я посетил все основные достопримечательности центра Амстердама, прокатился на катере, позвонил домой. Город очень интересный и своеобразный. И кроме того, это действительно столица эротики и всякой наркоты: курят на каждом углу и много навороченных секс-шопов, но это не вызывает напряга у местных жителей и полиции. А всё же главная особенность города - это велосипедизм: просто какой-то город велосипедов, панимаешь! Прямтки “велосипед - друг человека”. Жаль, по времени я не успел посетить цветочный рынок и Rijksmuseum (кстати, его я видел вечером, когда выезжал из города, - здание потрясающее).

    Вечером у меня кончилась парковка, и я двинулся в сторону Брюсселя. От усталости голова перестала соображать, я немного заплутал и остановился на ночь где-то в районе Утрехта. Сложность пути Амстердам-Брюссель поразила меня ещё в Москве, когда я составлял маршрут, так что всё утро я ехал из поворота в поворот. Под Роттердамом я нашёл шикарный кемпинг, где бесплатно зарядил камеру, вскипятил воды в термос и т.д. В качестве прогулки прошёлся по соседней деревеньке. До чего же она оказалась красивой! Каждый домик по-своему интересен, по всей деревне проходит система каналов, везде есть небольшие садики, лодки, очень много цветов и ни одного забора! Потом я спросил на reception, сколько же они стоят. Оказалось, от 250 тыс. до 2 млн. баксов. Мда... Но и сам кемпинг был чрезвычайно красивый, весь в цветах. Интересно, кто же за ними ухаживает?

    В Брюссель я попал во второй половине дня, сразу нашёл по указателям Atomium, мини-Европу и поплавал в аква-парке. Я раньше и не знал, что на Атомиум даже есть экскурсии - на лифте до верхнего шара, а потом вниз по другим шарам на эскалаторах. Мини-Европа весьма интересна, но она оказалась точно такой, как я её представлял. Аква-парк там небольшой, но всё равно было приятно искупаться, покататься с горок. Там ещё был большой кинотеатр, но туда я уже не пошёл - кино я и в Москве посмотрю. Вечером я решил поехать в центр города, чтобы раздобыть деньжат и определиться с ночёвкой. Да уж... Эта задача оказалась трудной: Брюссель устроен довольно сложно, так что покатался я часа два, пока просёк фишку. К счастью, было много бесплатных парковок, и я встал на одной из них почти в центре города. Утром, несмотря на дождь, я пошёл гулять по городу - собственно центр оказался небольшим, и я быстро всё нашёл. Я и не знал, что “Писающего мальчика” переодевают в разные одежды в зависимости от времени года и праздников, и что он вообще довольно небольшой. Вообще, в Брюсселе много подобных приколов. Ещё в Брюсселе оказалось много бродяг и попрошаек, правила на дорогах соблюдаются как в Москве, лица не столь приветливые, но несмотря на всё это город мне понравился. “Большая площадь” красивая. На выезде я специально заехал посмотреть хоть издалека на штаб-квартиру НАТО - давно мечтал. Оказалось, ничего интересного. Зато на одной заправке случайно встретил соотечественника, мы классно потрещали с полчаса, и он показал мне, как лучше проехать. Кстати, за всё время поездки это был единственный человек, который не выразил никаких эмоций по поводу моей машины. Сам он был на какой-то средне-классной иномарке, не помню точно какой.

    Далее мой путь пролегал через Люксембург. Эта страна хоть и маленькая, но очень холмистая. Сам город тоже оказался небольшим, и с парковками головная боль там похлеще, чем в Амстердаме, тем более что у меня не было нужных монет. Везде были нарисованы злобные эвакуаторы, безжалостно изымающие у трудящихся их автотранспортные средства. Я приткнулся на какой-то безымянной парковке на окраине города, но не понял, точно ли она бесплатная, поэтому в ритме вальса побежал в центр. Город красивый, и заблудиться там невозможно при всём желании - там всё параллельно и перпендикулярно, а на каждом углу почему-то стоит искусственная корова. Но больше всего меня поразили огромный мост через пропасть и замок на другой стороне - символы города. Частные дома тоже весьма интересные.

    К вечеру я двинулся в сторону Франции. Вот так: один день - три страны! Дороги во Франции оказались очень хорошими, но зело дорогими. Не доехав до Парижа километров 60, я остановился на ночлег. Вспомнил, конечно, классические шутки “Мне в Париж по делу надо срочно”, “Что-то мне опять захотелось в Париж”:) Утром же, въехав в этот легендарный город, я сразу стал искать, где остановиться, и нашёл долгосрочную парковку на вокзале Аустерлиц в районе Ботанического сада. Далее мне предстоял тяжёлый день: пройти пешком весь Париж! К счастью, он устроен несложно, и правильно мне говорили, что он состоит в основном из площадей, от которых улицы расходятся лучами, так что немного геометрического мышления - и no problem. Обход достопримечательностей я начал с Нотр-Дам-де-Пари. Потом - Латинский квартал. Нашёл легендарную Сорбонну - внешне ничего интересного. Очень поразил меня Люксембургский дворец вместе с садом - крысота невообразимая! Потом - Лувр... Я много раз видел его на фотографиях, так что внешне он меня уже не удивил, но простояв час за билетом и попав внутрь, я понял, насколько он грандиозен. А первое, что я увидел в Лувре, была самая обычная и живая, в меру упитанная серая мышь! Как там бишь её по-латыни? Seraya mish штоли? Посетителям она очень понравилась:) Поначалу я пытался во всё вникать, но потом уже просто шёл и смотрел по сторонам, т.к. запомнить всё не представлялось возможным. По делу-то только Лувру надо посвятить несколько дней. Очень приятно, что там можно фотографировать. Легко нашёл “Джоконду”, но если бы я не знал, что это считается шедевром, и если бы она висела в общем ряду, то наверно и не обратил бы внимания. Некоторые другие картины понравились мне гораздо больше. После Лувра я не мог не пройти по Елисейским полям (их, кстати, я представлял себе совсем другими), дошёл до Триумфальной арки - там оркестр играл не то гимн, не то марш - мне понравилось. Далее прямой наводкой я оказался в районе Эйфелевой башни. Я раньше думал, что она сопоставима по высоте с нашей Останкинской, но в реальности она почти в 2 раза меньше, хотя всё равно сооружение забавное. И цвет у неё оказался не чёрный, как я думал, а какой-то бежевато-песочновато-коричневатый. На входе я стормозил и купил билет только до 2-го уровня и только по лестнице, но и со 2-го уровня панорама классная. Потом, под вечер, я пошёл к машине, по пути посмотрев ещё полгорода:) До машины я уже чуть ли не ползком дополз и сразу заснул как убитый. Утром я поехал в Диснейленд, нашёл его очень быстро. Платить $6 за парковку мне ну очень не хотелось, особенно учитывая стоимость билета $35, поэтому я встал среди единомышленников под знаком “стоянка запрещена” у въезда на парковку, и правильно сделал - всё равно парковка слишком далеко от входа. После посещения Legoland’а в Дании Диснейленд уже не показался мне чем-то супероригинальным, но всё равно штука серьёзная, красивая, большая. Мне повезло оказаться там на центральной улице как раз во время парада мультяшек - очень интересно, но как раз в тот момент у меня кончилась батарейка в камере. Вечером в Диснейленде, наверно, красивая иллюминация, но я не стал ждать, и в тот же день направился в сторону Италии (г. Турин). Кстати, во Франции в нескольких местах я видел, что параллельно с автострадой идёт скоростная железная дорога, и пару раз видел эти скоростные поезда. “Душераздирающее зрелище”, - сказал бы ослик Иа. Поезд обгоняет всех просто как щенков! Ближе к ночи я ощутил нехватку наличности и заехал в город Дижон. Городок до мозга костей захолустный, стоит среди каких-то скал и лесов, но и то я быстро нашёл там банкомат. На ночёвку я остановился где-то между Дижоном и Лионом, а утром мне предстоял переезд через Альпы!

    Я давно мечтал их увидеть, и был до глубины души поражён их красотой, особенно смешными ручейками и горными реками, в одной из которых я и омыл свои сапоги. Точнее, я был без сапог, поэтому просто умылся, зашёл в воду, и был рад несказанно. Поток летел со страшной скоростью - в России я такого не видел. Вода оказалась очень приятной и, как потом выяснилось, очень вкусной, но чрезвычайно холодной, поэтому ни о каком купании не могло быть и речи. Я даже не смог простоять по колено в воде и минуты! Надо ещё заметить, что по дороге в Турин я решил проехать не через платный туннель, а по бесплатному горному серпантину через перевал ля-ля-ля-Cenis в районе Шамбери - это и дешевле, и интереснее. Но не дай Бог оказаться на той дороге ночью! Дорога весьма неширокая, её край почти нигде не загорожен, там полным-полно очень крутых поворотов, спусков, подъёмов, так что я ощущал себя подростком, играющим на компьютере в авторалли, и поминутно дёргал руль из стороны в сторону, вот только в этой игре жизнь всего лишь одна, причём своя собственная... Недалеко от перевала я заметил, что закипел двигатель. Я сначала подумал, что это от перегрузки. Ан нет: то был термостат, который я менял буквально перед поездкой и потому запасного не было. И кроме того, сильно потёк газ из редуктора. Я понял, что это надолго, и остановился на ночь на берегу альпийской реки. Очень романтично, очень красиво, но ночью было жутковато и кроме того очень холодно и сыро. Ночь оказалась очень тёмной и звёздной, я нигде не видел такого яркого Млечного пути. Всё же разреженность воздуха в тех горах уже начинает сказываться: машина идёт тяжелее, а на больших высотах уже и самому воздух кажется слишком лёгким. Среди ночи мою машину внезапно осветил мощный прожектор. Это была полицейская машина. Они спросили меня: “What are you doing here, sir?” Я объяснил, что “Да вот сломался, утром починю и поеду дальше”. Утром мне пришлось ликвидировать термостат как класс - я заткнул малый контур пробкой, а большой соединил напрямую посредством свечного ключа в виде трубки. Ещё я разобрал до винтика газовый редуктор, но не найдя ничего, собрал обратно. Утечка газа почти прекратилась. Хотя из-за этого “почти” расход всё же увеличился. Вот он, конструктор “сделай сам” - советские машины собираются и разбираются как автомат Калашникова за 30 секунд:) И вот я продолжил свой путь. На перевале мне захотелось побыть альпинистом - добраться до снега на вершине, увидеть зиму летом! Но эта затея не увенчалась успехом - я был в шортах, майке, летних туфлях, да ещё с портфелем и видеокамерой наперевес, а ближе к вершине уклон стал очень крутым, и я постоянно соскальзывал. И кроме того, я вспомнил, что в горах водятся змеи и прочая фауна, а я как раз увидел много подозрительных нор, так что решил ретироваться.

    Дальше по дороге я увидел пустую беседку с надписью “Italy” и понял, что я уже в Италии. К вечеру добрался до Турина, но уже не стал никуда заезжать (а я хотел посмотреть Туринскую плащаницу, но туда я уже опоздал, и завод Fiat). Температура в машине при открытых окнах дошла до +42, жара была страшная (и это на севере-то Италии!), и я так подумал: сиравно у меня уже мало времени, система охлаждения работает в аварийном режиме, финансы поют довольно грустные романсы - вся ситуация как будто говорила мне, как Остапу в “12 стульях”: “Пора удирать... Пора, брат, пора!” И скрепя сердце я развернулся в сторону Франции. Ох, как я тяжело вздыхал, проезжая указатели на южные города Италии... Но наверно правы были те, кто отговаривал меня ехать в Италию - эта страна большая, дорогая, жаркая, так что лучше туда ехать отдельно и в другое время года (или на машине с кондиционером).

    Обратно я проехал через туннель Frejus. В его эпицентре было почему-то жарко. Интересно: это естественное тепло из недр Земли или просто так? Утром я заехал в Лион, чтобы снова пополнить наличность - я не ожидал, что горные дороги такие дорогие, и ведь я вообще не предполагал возвращаться через Францию. Лион - абсолютно заурядный город, я долго там петлял, пока искал безымянный поворот на Безансон, и поехал по бесплатному double’у, который, впрочем, по качеству сойдёт за российскую автостраду:) По пути посмотрел на провинциальные города и деревеньки - очень красиво и интересно. К вечеру я оказался в Страсбурге. Мне уже лень было искать здание Парламента Европы, и я проехал через город в сторону Германии (г. Оффенбург). Страсбург - красивый и аккуратный город, уже в немецком стиле.

    На следующий день я уже не стал подниматься до Франкфурта и Берлина и сделал марш-бросок до Дрездена (через Нюрнберг). Всё-таки немецкие автострады - одно из немногих полезных достижений 3-го Рейха - это, конечно, сказка! Восточная Германия выглядит как одна большая стройка, хотя дороги там тоже хорошие. Однако и полицейских на них немало. Под Дрезденом я нашёл уютную стоянку, был тёплый тихий вечер, очень красивый закат. Я сидел за столиком и пил чай, вспоминал поездку, работал над этим отчётом. И тот красивый закат был как бы красивым закатом большого путешествия, т.к. далее мне оставалась только довольно нудная дорога через Польшу и Белоруссию домой, в Москву.

    В Польше я проехал через Вроцлав, простояв полдня в пробках и спалив много горючего. Дороги были отвратительные, указателей мало. Посреди одной из дорог висел “кирпич” и надпись “объезд”, но не показано, куда. Все машины разбежались кто куда, а лично у меня этот объезд получился на 30 км. Всё же Польша - это как раз та переходная зона, которой не хватает между Россией и Финляндией. Успеваешь психологически подготовиться к встрече с Родиной:) В Варшаве я озверел ещё больше: хотя дороги были получше, но у меня ушло 2 часа и 80 км пути, пока я понял, что Брест - это вовсе не Brest, а Terespol. Дело было рано утром, спросить особо не у кого, но всё же я пару раз тормозил, спрашивал, где дорога на Брест. Мне отвечали типа “моя твоя не понимает”.

    Границу я прошёл довольно быстро - часа за полтора (а вот на въезд в Польшу стояло гораздо больше машин), но там меня ожидала новая подлянка: пересечение границы стоило почти 30 долларов. Я спросил: а что будет, если не заплатить? - на что мне ответили, что за это полагается штраф 200 долларов. Вот тебе и очень дружественное союзное государство Беларусь, нечего сказать... В итоге я оказался в Бресте с нулём наличности и 2 литрами бензина в баке - я не хотел заправляться в Польше, т.к. думал, что в Белоруссии будет дешевле (и правда, оказалось чуть подешевле, но всё равно в 2 раза дороже, чем в России). Передвигаться по городу с таким количеством горючего я не рискнул и отправился на поиски денег пешком. Иностранные монеты нигде не принимали, банкоматов вообще не было, а дело было в середине дня в субботу, и почти все банки уже не работали. Хороши оказались “ворота в Европу”... Я уже был готов хоть взять пассажиров до Москвы или до Минска, но мне сказали, что местные железнодорожные билеты стоят недорого, поэтому смысла нет. Зато я прознал, что в воскресенье с утра будет работать авторынок, и это было спасением для меня! В субботу был к тому же день города, по небу летали какие-то вертолёты и парашютисты, везде была музыка, много ментов, так что я влился в массы вертящихся трудящихся и неплохо провёл остаток дня, а вечером был красивый салют. Утром в воскресенье я прям сранья помчался на авторынок, продал половину своих запчастей и приобрёл возможность передвигаться. Потом по дороге сбагрил ещё кое-какие детали и так добрался до дому.

    Была уже глубокая ночь, я остановился около своего гаража и грустно вздохнул... Усталость практически не ощущалась, и мне хотелось немедленно снова отправиться в путь! Но поняв нереальность этого, я подумал: “Фууууууффффф.... ЭТО БЫЛО КРУТО!!!!..... Спасибо тебе, машина. Теперь ты можешь ломаться сколько угодно, и я буду снова тебя чинить:)” Кстати, после разгрузки она заметно поднялась - я уже и отвык от такого её вида. На следующий день, пока я ехал, по привычке внимательно читал все указатели, улицы казались мне вроде и родными, но давно забытыми - как будто я уже лет сто здесь не был:) Поистине это было замечательное путешествие, которое запомнится на всю жизнь!

     

        Игого:     1300 долларов

                            9145 км пути

                            17 дней

                            11 стран

                            159 фотографий

                            2,5 часа видеозаписей

                            огромное множество приятных и разных впечатлений :)))

     


    Путевые заметки и FAQ

    Попробую ответить на наиболее типичные вопросы читателей
    и рассказать некоторые технические нюансы этой поездки

    • Дороги. Европейские автострады, конечно, ни в какое сравнение не идут с российскими “направлениями” и по качеству покрытия, и по ширине, по разметке, знакам, придорожной инфраструктуре и т.д. и т.п. Бензин - это просто no comments, но вот газ практически не отличается от нашего - от него такая же тяга, такой же расход, столько же конденсата. В Европе почти везде используется итальянский тип газовых заправок, но в Голландии заправки другие. На некоторых заправках могут дать поюзать переходник с голландской заправки на итальянский разъём, но такие переходники есть не везде. Бензин стоит в среднем 1 доллар за литр, газ - 0,5, причём оплата не вперёд, а “по факту”. Газ есть в большинстве стран, его нет только в Скандинавии и Германии. Машины ездят очень разные, в том числе и довольно старые, так что моя не была чем-то из ряда вон выходящим. Перед поездкой меня много стращали, типа куда уж я в Европу на своём “Москвиче” - только людям зря мешать. Но как я заметил, поток идёт со скоростью в среднем 140-160, и первое время я как любитель быстрой езды тоже не отставал - как в том анекдоте: “А рядом шёл Штирлиц и делал вид, что прогуливается”, - но всё же советские машины отнюдь не гоночные, и при такой скорости (да ещё с максимальной нагрузкой!) у них большой расход топлива, так что к середине поездки я сбросил свою среднюю скорость примерно до 120. Только в Германии народ ездит очень быстро, особенно мотоциклисты, - далеко за 200, не снижая скорости ни ночью, ни в дождь, поэтому я был вынужден идти там по непривычному для меня правому ряду, обгоняя разве что грузовиков и прочих тормозов. Правила почти везде соблюдаются очень строго (особенно в отношении пешеходов), и если я не захочу их нарушать, никто не будет меня провоцировать - не будет гудеть, светить фарами, махать разными комбинациями пальцев. Ну и хорошо, что нет глупых знаков, что очень много указателей, многократно дублирующихся. Аварий за всё время поездки я видел всего несколько, причём небольших. На дорогах нет "постов ДПС", и за движением следят видеокамеры с радарами, хотя иногда бывают полицейские рейды, так что расслабляться не стоит, тем более что штрафы в Ервопе очень большие, поэтому советую держаться скорости потока или уйти в правый ряд. Советских машин я почти не видел - всего лишь несколько “девяток” и “десяток”, одна “четвёрка” и “Нива”. Но больше русских было на иномарках - они восторженно улыбались мне:) Что еще важно отметить: при планировании столь дальних поездок надо приплюсовать к расчётному расстоянию ещё несколько сотен километров на ошибки и отклонения в пути, погрешности измерений по карте, а также на проезд по городам. Автострады обычно обозначены номерами, которые можно найти в любом атласе, так что ориентироваться надо по ним, ну а если с непривычки ошибётесь, то не переживайте - через каждые несколько километров есть эстакада, где можно развернуться. Границы внутри Шенгена обычно пересекаются почти без снижения скорости, и о попадании в другую страну догадываешься разве что по смене языка на дорожных указателях. Впрочем, пограничные будки стоят везде, но чаще всего они бывают пусты или стоит там без дела пара погранцов “для мебели”. Во всей Европе в населённых пунктах ограничение скорости 50 км/ч, по трассе - обычно 80, по автостраде - 110-130 в зависимости от знаков. При въезде в каждую страну висит большой плакат, на котором нарисованы действующие там скоростные режимы. При езде по Скандинавии не забывайте держать включённым ближний свет даже в ясный день. В некоторых странах (в частности, в Финляндии) запрещено использование антирадаров.

    • Деньги. Конечно, пока в ходу были национальные валюты, было очень прикольно мельтешить разноцветными бумажками, но только первое время. Потом накапливалось много неликвидных монет, всё время надо было напрягать свой мозговой калькулятор при пересчёте курсов, да и путались они постоянно. С введением наличных евро эта проблема, конечно, исчезла, но лучше всего иметь дело с пластиковой карточкой. Правильно мне говорили, что наличные могут быть нужны разве что при покупке сувениров с рук у уличных торгашей. Абсолютно везде можно платить картой. Жаль, что у меня была всего лишь банкоматная “Виза”, а не платёжная, но и банкоматов везде много. 1300 долларов, потраченные за поездку - много это или мало? Главное, что цель поездки - увидеть мир - была достигнута, а деньги, сколько бы их ни было, просадить можно все - это я понял быстро:)

    • Язык. Не согласен с теми, кто говорил, что можно ехать в Европу и не зная языков. Лично я, в достаточной мере владея английским, нигде не имел проблем что-то понять или объяснить. В противном случае было бы очень тяжело. В цивилизованных странах, как я заметил, народ очень дружелюбный, доброжелательный. Мне было интересно наблюдать за разными национальными характерами, особенностями поведения, типичными чертами лица. Например, финны на вид не очень симпатичны, но показались мне очень дружелюбными (“на лицо ужасные, добрые внутри”), и уж очень смешной у них язык:) Немцы воистину оказались очень аккуратными и пунктуальными. Французы - немного мелочными. Русские туристы вели себя по-разному - кто-то не выдавал своего происхождения и был замкнутым, кто-то наоборот вёл себя вызывающе, а кто-то был рад встрече с соотечественниками и готов чем-то помочь, если надо.

    • Карты и путеводители. Очень рекомендую взять их с собой. Лично я пользовался атласом "Европа. Атлас автомобильных дорог", и могу посоветовать также аналогичный ему "Атлас автомобильных дорог. От Атлантики до Тихого океана", в котором есть ещё карты России и СНГ. Из путеводителей по странам я отдал предпочтение произведениям Ле Пти Фюте (хотя наверно есть и другие книжки не хуже) - они тоже очень нужны в поездке, чтобы ориентироваться в городах и знать, что смотреть. Впрочем, путеводители можно покупать и "на месте", если вас не будет смущать отсутствие русского языка в них. Конечно, каждый город по-своему интересен и многообразен, хочется посмотреть каждый уголок, и я уезжал из них чуть ли не со слезами на глазах - как всё было интересно! Но поездка была ограничена по времени, а хотелось увидеть многое, и кроме того поездка и планировалась как обзорная, как приятное путешествие, калейдоскоп событий. Во время пеших прогулок единственное что я не учёл - надо было брать с собой не портфель, а рюкзачок: он и под руками не мешается, и положить в него можно больше. Билеты на разные экскурсии обычно стоят недорого - в пределах $10, редко - до 20-25 и выше.

    • Собственная подготовка и подготовка машины, равно как и общие советы по дальним путешествиям, подробно описаны в другом моём рассказе. Также рекомендую посетить FAQ конференции на auto.ru, к созданию которого я тоже приложил немало усилий:) И, конечно, буду рад помочь вам советами, если вы мне напишете.

    • Проживание. Это большая головная боль для нашего брата ввиду дороговизны стандартных вариантов, однако перечислю все известные мне способы.
      а) Самый дешёвый для летнего времени года - ночёвка в своей машине на бесплатных парковках, которые попадаются по трассе через каждые несколько километров. Там же всегда есть автозаправка, ночное освещение, магазин, телефон, туалет и может быть что-то ещё. Многие останавливаются там, особенно водители грузовиков, хотя я на всякий случай не очень афишировал этим и останавливался в дальних углах парковок.
      б) Кемпинги, которые стОят от 5 до 20 долларов в сутки (основной платёж за машину, а далее идут небольшие надбавки за количество проживающих) - обычно они встречаются на второстепенных дорогах и на окраинах больших городов. Адреса некоторых кемпингов можно найти в интернете или на картах той местности, по которой будете проезжать (они продаются на заправках). Там можно жить в машине, в палатке или арендовать домик (при наличии свободных), можно свободно пользоваться газовой плиткой, можно найти электричество, душ, туалет, иногда магазин. Много народа останавливается и в кемпингах. Если кемпинг находится в черте города, то очень удобно оставлять в нём машину и ехать на экскурсии на автобусе.
      в) Дешёвые гостиницы, наподобие системы F1. Их адреса тоже можно найти в интернете, равно как и забронировать номер, хотя это надо делать заранее, т.к. желающих много. Номера в таких гостиницах стоят гораздо дешевле обычных ($20-30 за комнату для 1-2-3 чел.). В эту же категорию можно отнести и недорогие студенческие гостиницы, и всякие другие "попутные" варианты, хотя ими надо заниматься "вручную", здесь нет каких-то шаблонов.
      г) Обычные гостиницы, которых везде пруд пруди, их адреса можно найти в интернете и путеводителях, в них конечно же есть все удобства, но стОит такое удовольствие очень дорого - от 50 до 100 долларов и выше за 1-местный номер, а если эту цифру помножить на желаемое количество дней поездки и количество её участников, то цифры получаются несусветные:(

    • Питание в Европе стОит обычно дорого, но вкусно, а я упростил эту задачу, взяв еду с собой:) Очень помогла мне газовая плитка, хотя включал её не каждый день. В кемпингах использование такой техники выглядит естественно, но я умудрялся включать её и на стоянках, на всякий случай ограждая всяким барахлом, чтобы не было заметно со стороны (по стоянкам иногда и полицейские проезжают). Чаще всего я кипятил на ней воду (для заваривания всяких быстрорастворимых вещей и в термос), но иногда и варил что-то. Шпарит она будь здоров! Иногда я перекусывал и в местных забегаловках - особенно во время "разброда и шатания" по городам, но по соображениям экономии делал это нечасто, хотя вкусно у них очень. Даже в придорожных кафе можно здоровски поесть, и особенно хорошо это поставлено во Франции. Вообще,  то, что в России обозначено знаком “привал” - то есть кривая прогнившая скамейка под открытым небом - в Европе выглядит совершенно по-другому, несоизмеримо развитее. В Европе часто приходит мысль: ну почему у нас в России всё не так??? Ведь это же так просто...

     

    Смета

    По многочисленным просьбам читателей попытаюсь
    воспроизвести все значимые расходы этой поездки

    • Оформление документов (виза, страховки, международные права) и билет на паром - $370 (на всякий случай я имел обратный билет на дешёвый паром за $70, которым не воспользовался)
    • Еда, которую я взял с собой - около $50
    • Расходы на пароме: звонок домой ($3) и перекусывания ($20) = $23
    • Дорожные расходы: мост Мальмё-Копенгаген ($30), туннель Frejus ($30), платные дороги во Франции и Италии (около $70), экологический налог в Польше ($3), транзит+страховка+дорога по Белоруссии ($30), парковки в Амстердаме ($8) и Париже ($15) - итого $190
    • Проживание: 1 ночь в кемпинге в Копенгагене $6. Остальные ночи, не считая парома, я спал в своей машине на бесплатных стоянках.
    • Мелкие расходы: подробная карта Брюсселя ($6), фотоплёнки ($10), звонки домой ($10), перекусывания в кафе (всего около $20), комиссия Vis'ы за операции с банкоматами (около $15) - всего $60
    • Экскурсии: Леголенд ($25), Диснейленд ($35), Круглая башня в Копенгагене ($4), парк Тиволи ($20), Лувр ($4), Эйфелева башня ($3), катер в Амстердаме ($12), Атомиум ($5), мини-Европа ($10) и аква-парк в Брюсселе ($10) - всего $130
    • Топливо: суммарно порядка $470. Хотя я ездил преимущественно на газу, но в первой половине поездки из-за большой скорости был очень большой расход, а после Альп начались утечки газа. В результате, суммарная стоимость топлива сравнялась со стоимостью чистого бензина при спокойной езде, но по крайней мере осталось удовлетворение от использования экологически чистого топлива:)
    • Может быть, что-то забыл, но немного.

    Всего: $1300


    Итог

    Я остался чрезвычайно доволен этой поездкой!!! Огромные пасибы всем, кто помогал мне в её подготовке! Она дала мне огромную массу впечатлений, новых идей, просто информации, и всё это за разумные деньги и усилия! Желаю всем того же - больших и интересных путешествий, без поломок и иных проблем в пути! Буду рад, если этот отчёт поможет кому-то в подготовке своего путешествия.

    В начало



Интересные линки

 

КИРИЛЛ ЛАЧУГИН © 2003-2008 | INFO@LACHUGIN.RU

СОЗДАНИЕ САЙТА: IMPEX DESIGN STUDIO